Язык  |  Английский  |  Русский  
(812) 649-77-17
English
Новости
20.02.2023 13:48:31
Модернизация надувных планетариев. читать далее>>>
31.01.2023 11:47:40
Новый регулятор скорости вентилятора для планетария.
читать далее>>>
31.01.2023 11:46:10
Беспроводное управление подачей воздуха в планетарий. читать далее>>>
18.11.2022 16:26:27

Самонадувающийся коврик для мобильных планетариев.

читать далее>>>
10.11.2022 15:36:42
Закончена проверка купола с экраном диаметром 25 метров. читать далее>>>

Надувные конструкции Статьи
Обзор параметров кондиционеров для мобильных планетариев
Обзор параметров кондиционеров для мобильных планетариев
Можно ли покупать б/у купола?
Нетрудно предположить, что любой производитель в ответ на данный вопрос посоветует купить новый купол с гарантией, демонстрацией, консультацией и прочей дополнительной комплектацией.
Надувной купол
Мы предлагаем несколько основных моделей куполов для портативных планетариев (мини-кинотеатров), а также можем изготовить надувной купол по спец.заказу - любого необходимого вам размера, дизайна и формы.
Проекционные экраны
Высокотехнологичные проекционные экраны Эдвенче – это современное проекционное оборудование, отвечающее самым высоким мировым требованиям по качеству передаваемого изображения.
Динамическая реклама
Динамические эффекты стали использовать в рекламе сравнительно недавно, однако они мгновенно зарекомендовали себя как средство, способное привлекать внимание потенциальных клиентов в разы эффективнее, чем статичные рекламные носители. И этот факт научно обоснован.
Изготовление надувных шатров
Надувные шатры, тенты и палатки относятся к быстровозводимым пневмоконструкциям.
Ограничения по ветровым нагрузкам
Ограничения по ветровым нагрузкам при эксплуатации изделий компании Эдвенче


   

Проекционное оборудование


Начать обзор необходимо с того, что вся информация, которую мы предлагаем в этом разделе, может и должна восприниматься лишь как наше оценочное суждение. Современное проекционное оборудование не только сложно, но и разнообразно. Являясь разработчиком и производителем двух типов таких систем из трех существующих, мы хорошо понимаем их особенности. Постараемся, однако, объективно представить и описать абсолютно все известные нам на сегодня технические решения в таком специальном вопросе как полнокупольное проецирование.

Имеющиеся решения полнокупольного проецирования можно условно поделить на три группы:
  • основанные на сферическом зеркале;
  • основанные на сверхширокоугольной оптике ("fisheye");
  • основанные на совместной работе нескольких проекторов.
Кроме компании "Эдвенче" проекционное оборудование для полнокупольного проецирования предлагают такие известные компании как "Fulldome.pro", "Lasermaster", "DiscoveryDome", "EnterIdeas", "Digitarium", "Konika Minolta" и другие. Продукция всех этих компаний стала основой для данного обзора.


Полнокупольное проецирование, реализованное с помощью сферического зеркала

Это самый доступный и поэтому самый популярный способ, позволяющий развернуть изображение от обычного мультимедиа проектора на 360°.

Принцип работы здесь очень простой.
Луч проектора отражается от выпуклого зеркала во все стороны и изображение в результате оказывается «натянуто» на всю сферическую поверхность экрана. Обычно в качестве такого зеркала используется сектор (1/4) сферы, и оно располагается у одной из стенок купольного экрана.


Принцип работы сферического зеркала


К сожалению, наряду с простотой и доступностью, это решение имеет и недостатки. Во-первых, как и любая система, использующая один проектор, она, растягивая изображение на большую поверхность купола, показывает увеличенный пиксель – изображение становится состоящим из видимых "зерен", пикселей. Кроме того, некоторые зеркала дают небольшое, но заметное двоение изображения. Сложным элементов эксплуатации является и механическая уязвимость зеркала, которое легко подвергается царапинам.

Несмотря на широчайшее применение в мобильных планетариях, зеркальные системы обычно устанавливаются в куполах диаметром не более 7.0 м и не претендуют на высокое качество.

Проекторы для зеркальной системы можно использовать обычные бытовые. Рекомендуем ориентироваться на следующие технические характеристики:
  • световая сила (яркость) – от 3000 лм;
  • разрешение – FullHD 1920х1080;
  • контрастность – от 3000:1.
Для оценки одного из параметров проекционной системы – светового потока (яркости) – можно воспользоваться упрощенным расчетом: 80- 100 лм на 1 кв. м. поверхности экрана. Так, экран-полусфера диаметром 5.0 м, имеющий площадь поверхности – 39.2 кв. м., требует использования проектора с яркостью от 3136 лм до 3920 лм.

Кроме обычного проектора, на который сигнал поступает c плеера или ноутбука, сейчас на рынке появляются предложения по проекторам с системой кодировки и контроля показов. Обычно управление проекционным оборудованием идет по Wi-Fi каналу от планшетного компьютера. Эти технологии позволяют вместо покупки лицензии на показ фильма на определенный период (год, пять лет, пятьдесят лет и т. д.), оплачивать только конкретные показы (Pay-per-Play), причем, как заверяют производители, за вполне скромные деньги. Выигрывают в таком случае все: и правообладатели, которые защищены от пиратских копирований, и прокатчики, которым не требуется единовременно оплачивать значительные средства за лицензии. Первое такое предложение мы получили от компании "EnterIdeas". Однако, насколько мы знаем, в самое ближайшее время на рынке появится еще одно аналогичное предложение. Все это развитие аппаратных средств приводит, конечно же, и к существенному расширению ассортимента фильмов, что не может не радовать потребителя.


Полнокупольное проецирование, реализованное с помощью сверхширокоугольной оптики

В рамках данной схемы базируется одноканальная система, использующая специальный объектив, имеющий название "fisheye" ("рыбий глаз"). Проектор в этом случае устанавливается вертикально в центре купола и благодаря оптике с угловым полем 170-180° обеспечивает проекцию на весь сферический экран. При кажущейся простоте решения техническая реализация такой оптической схемы оказывается довольно сложной. Так, простой путь по установке "fisheye" насадки на штатный объектив проектора дает резкое ухудшение качества по целому ряду показателей. Кроме того, для такой цели подойдет не каждый проектор. Замена штатного объектива на специально разработанный под заказ (производители доступных проекторов, к сожалению, такие объективы не предлагают) дает хороший результат, но является крайне дорогостоящим и сложным процессом. Качество проецирования в сравнении с зеркальной системой в этом случае, безусловно, выше. Это хорошо заметно любому пользователю. Как и несомненное удобство использования такой проекционной системы:
  • никакой настройки и подготовки;
  • кофр с одной кнопкой.
Описание и стоимость конкретного решения нашего производства под маркой "FEPAS" (FishEye Projection Audio System) находится здесь.

При тестировании "FEPAS" нами была проверена любопытная идея.

Если сместить "FEPAS" из центра купола, где ему теоретически положено стоять, к главной зоне экрана, а так же задать угол наклона, позволяющий избежать попадания лучей в глаза посетителям, то мы получим значительное уменьшение размера пикселя в основной, передней зоне экрана и незначительное искажение с увеличением пикселя в задней части экрана. Выяснилось, что таким "теоретически неправильным" способом еще больше улучшается впечатление зрителей, причем искажения позади себя ни один из испытуемых, конечно же, не заметил. Кроме того, такое размещение является наилучшим для расстановки кресел.

Разработка оптической системы для полнокупольного проецирования с "fisheye" линзой была в компании "Эдвенче", пожалуй, самой сложной и самой продолжительной за всю ее двадцатилетнюю историю.

Для тех, кто из любопытства захочет немного узнать о теоретических особенностях, ставших основой для реализации этой уникальной оптики, мы предлагаем прочитать в качестве иллюстрации одну короткую выписку из проекта.

Телеметрический ход лучей является одним из необходимых условий достижения равномерной яркости. Коррекция дисторсии необходима, поскольку эта аберрация приводит к монотонному возрастанию асимметрии изображения относительно оси. Коррекция остальных монохроматических аберраций и хроматизма необходима для достижения высокого разрешения в изображении. Поэтому целесообразно использование стекол с аномальной дисперсией, ограничивающей апертуру, в отличие от введения преломляющего элемента с анаморфотными асферическими поверхностями, который плохо вписывается в имеющуюся компоновку проектора.

Кроме нашей проекционной системы "FEPAS" нам известны широко представленные в разных странах аналогичные, но значительно более дорогие системы "Digitarium DELTA-3" и "Elumenati". Нетрудно сравнить, что "FEPAS" получился с небольшим преимуществом по основным проекционным параметрам, компактнее, легче и дешевле (см. таблицу).

Полнокупольное проецирование, реализованное с помощью мультипроекторных систем

Данная схема предполагает совместную работу нескольких проекторов, каждый из которых покрывает свой сектор сферического экрана. Для образования единого изображения используются специальные программные решения, позволяющие подгонять и "сшивать" сектора. В отличие от известной технологии "mapping", в нашем случае сшивать изображение требуется на криволинейной, сферической поверхности. Кроме того, рассматривая мобильные сферические конструкции и мобильные проекционные системы, хочется рассчитывать на отсутствие потребности в длительной юстировке, настройке, программировании и так далее.

Безусловным лидером по разработке таких систем является наш партнер – компания "Fulldome.pro", предлагающая на сегодня целое семейство решений для полнокупольного проецирования. Начав с высококачественного мультипроекторного моноблока "Digital Cube", который открыл целое направление в полнокупольных проекционных системах, компания затем выстроила линейку как "младших" моделей, в настоящее время закрывающих все популярные размеры куполов, так и решения для стационарных куполов большого диаметра.

Проекционная система является ключевым компонентом сферического кинотеатра или планетария. Именно ее работа главным образом влияет на качество восприятия изображения и так называемый "эффект погружения".

Как и во многих других случаях, качество напрямую зависит от цены.


С уважением,
команда "Эдвенче"